Русское Устье » Народный портал Оймякона
*** Уважаемые жители Артыка, Оймякона, Берег-Юрдя, Хара-Тумул,Томтора, Агаякана, Аэропорта, Куйдусуна, Орто-Балагана, Куранах-Сала,Терюти, Ючегея и Кюбеме! Нам нужны новые редакторы. Денег мы не платим но даём свободу слова. Оймякон, это не одна Усть-Нера***

Русское Устье

О своем появлении в этих местах сами местные (местнорусские) говорят так:
Мы здесь еще раньше эвенов поселились, не говоря уже о якутах. Юкагиры только раньше нас. Старики рассказывали, что предки наши приплыли сюда на кочах по Голыженской протоке – от удушья спасались, болезнь такая (имеется в виду грипп). И остановились там, где Елонь впадает в Индигирку. И построили 14 домов, кабак и баню.

Русское Устье


Историки подтверждают, что в 1570 году Иван Грозный, расправляется с Новгородской вольницей. Русский Север потрясают массовые казни. Свободолюбивые поморы, не желая жить в страхе, снаряжают суда-кочи из Новгорода на восток — туда, где не доберутся до них «Государевы Опричники». «Прогулочка», доложу я вам, та еще! От Новгорода на север к Океану и далее на восток вдоль всего современного севморпути до устья Индигирки. По прямой тысяч 8 километров, а огибая береговую линию и все 11-12. Современная история знает единственного человека который повторил этот путь частью пешком, частью на каяке, частью на собачей упряжке это француз Жиль Элькем путешествие заняло ……всего то 4 года с 2000 по 2004. Путешествие Новгородцев так же наверняка длилось не один год. Вдоль бережка. Край земли, как есть натурально - самый край!

Русское Устье


Новгородское происхождение русско-устьинцев выдает особое почитание ими иконы Знаменской Божией Матери, произошедшее после известных событий 1170 года, когда вся Русь под предводительством Андрея Боголюбского, владимирско-суздальского князя, ополчилась на Новгород. Считается, что с помощью иконы Знамения Божией Матери 25 февраля 1170 года новгородцы разбили и обратили в бегство захватчиков.

Церковь в селе так же называлась Знаменской по названию хранившейся в ней иконы, хотя официальное название церкви было Богородицкая — так значится в архивах. Политссыльный В.М. Зензинов свидетельствует в своем дневнике: «В селении стоит наивная часовенка со старинной тяжелой иконой Божией Матери». Эта старинная Знаменская икона была большого размера, ещё в 1866 году её пытался забрать заезжий священник Лев Шипицин, но воспротивились жители села. Икона безвозвратно пропала в 1930 году — один из активистов соорудил из неё стол.

Русское Устье


Политссыльный Владимир Зензинов, оказавшийся в начале XX века в Якутии, и не предполагал, что в селе Русское Устье он вновь окажется в исконно русской провинции.
«21 января 1912-го года. Первый день в Русском Устье. Не знаю, не понимаю, куда я попал. После полуторамесячного странствия по якутам с их непонятной речью и чужой для меня жизнью, я вдруг снова оказался в России. Светлые рубленые избы, вымытый деревянный пол, выскобленные стены – и чистая русская речь. Это, конечно, Россия, но Россия XVII, мо-жет быть, XVI века. Странные, древние обороты речи и слова, совершенно патриархальные, почти идиллические отношения. При встречах и прощании родственники целуются. Иисусе Христе, Матерь Божья не сходят с языка». Так он писал о первых впечатлениях в своем дневнике.
Многих путешественников удивляла одна, на первый взгляд, странная особенность: чем дальше на север едешь по Якутии, тем большее распространение имеет знание русского языка среди аборигенов.

Более 100 лет жили в Арктиктической тундре первопоселенцы совершенно автономно. Впервые официально упоминаются они в научной литературе в отчетах Великой Северной экспедиции капитана-командора Витуса Беринга. Участник этой экспедиции лейтенант Дмитрий Лаптев летом 1739 года проводил опись берега между Яной и Индигиркой, намереваясь пройти на боте “Иркутск” до Колымы. Бот вмерз в льды недалеко от устья Индигирки, и отряд Лаптева, покинув судно, перебрался на зимовку в “русское жило”, то есть в Русское Устье.

У нас в Оймяконье существуют коренные фамилии, «привязанные» к истории. Например Кривошап-кины, или Атласовы. А русскоустьинцы делят свои фамилии на категории: «досельные» — это первопоселенцы (Киселёвы, Шкулёвы, Чикачёвы и др.), «казаки» (Солдатовы, Кочевщиковы), «крестьяне» (Портнягины), «верховские» — то есть прибывшие с верховьев Индигирки (Банщиковы).

Русское Устье


В общем не поселение а натурально машина времени. Татьяна Браткова в своем очерке о Русском Устье сделанном в 60-е годы прошлого века удивляется услышав от местной бабушки «досельную песню» :

Врешь ты, врешь, мальчишечка,
Меня омманывашь.
Казань-городочек на костях стоит,
Казанска реченька кровью протекла,
Мелки ручеечечки горючими слезьми,
А по бережку — не камешки, буйны головушки,
Все солдацкие да молодецкие...

мурашки бегут по спине от звуков и от слов этой песни — потому, что пришли они из глубин веков и поется в этой песне о покорении Казани Иваном Грозным. Уж не знаю поют ли сейчас такие песни в Устье, но они собраны и существует их довольно большой сборник.
Вот что пишет о быте местных жителей в 2006 году для журнала ГЕО Дмитрий Соколов-Митрич:

Слова «рыба» и «еда» в местном словаре—синонимы. «Без еды сидят»—значит без рыбы, а «без рыбы»—значит без еды. Здешний рацион еще в начале века состоял из «еды» на 99 процентов. Один процент приходился на чай и соль. Про зерно рассказывали: «Оно, слышь, говорят, на нашу икру похоже». Сейчас «еда» занимает в местной кухне процентов 80. Русскоустьинцы стали держать мелкий домашний скот, птицу, в домах ставят огромные кадки с землей, в них выращивают огурцы, помидоры, зелень и даже картошку.

Русское Устье


Рыбная кухня в Русском устье насчитывает несколько десятков блюд, но основные—это щерба, строганина и юкола. Щерба—это уха, чаще всего с икрой. Строганина—наструганная ножом мороженая рыба. Юколу описать сложнее. Берется омуль, с него срезают балык, мелко-мелко надрезают, не снимая со шкурки и вялят. Юколу делают исключительно женщины. Каждая нарезает балык по-своему, так что любой мужчина в Русском устье с первой попытки угадает, чью юколу ест. А едят ее по любому поводу—и с картошкой, и с чаем.

Русское Устье


К охоте местные русские равнодушны. Единственное исключение – это песец. Рассказывая про песца, глава общины Сергей Суздалов все время употребляет слово «пасть». Так называется древнерусский капкан, его использовали еще при Иване Грозном. Выглядит он так: из деревяных колышков делается узкий прямоугольный короб, открытый с одной стороны; в него кладется приманка, а над коробом висит одним концом тяжелое бревно—гнеток. Песец забегает в загон, срабатывает сторожевой механизм, бревно падает и давит песца, причем так, что шкурка остается неповрежденной и никакой другой зверь к песцу уже не подберется. Железный капкан ни в какое сравнение не годится.

У хорошего охотника пастей должно быть несколько сотен. Расстояние между ними не менее километра. А значит, чтобы проверить все пасти русскоустьинский охотник должен проехать километров 300 в одну сторону и столько же обратно. Сергей Суздалов провел с нами 3 дня, а на четвертый заерзал: пора пасти проверять. Мы намек поняли и засобирались в обратный путь.

-- Сегодня не идите, завтра идите, -- сказал Сергей. – Сегодня лоск будет.
-- Что такое лоск? -- спросил я нашего капитана.
-- Это типа бури. Только хуже. Когда нет ни ветерка и вода гладкая как зеркало.

Мы подумали, что Суздалов шутит и пошли в лоск. Зря. Представьте себе, что гладкая как стекло серая вода и серое небо сливаются в единую массу, напоминающую открытый космос. Плюс полное безмолвие. Паническое чувство потерянности приходит моментально. Куда-то девается ощущение земного притяжения и ты чувствуешь, что проваливаешься—будто не на земле стоишь, а на самолете, попавшем в воздушную яму. Наверное, так выглядит конец света.

Русское Устье


Ояви.
Христианская традиция напрямую отрицает переселение душ (рейнкарнацию). Не буду сильно углубляться в эту тему (это целый пласт для отдельного разговора). Упомяну лишь главный Евангелический пример, подтверждающий существование рейнкарнации. Ветхозаветный Илия-пророк воплощается Иоаном-Предтечей уже в новозаветные времена - Об этом напрямую говорит сам Иисус Христос: «.И спросили Его ученики: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё, но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Мф. 17:10-13). В общем, есть теория согласно которой сведения о трансмиграции души из тела в тело удалены из священных писаний поздними толкователями Евангелия чтоб не усложнять так сказать общей картины))). Удивительным образом у Русскоустьинцев мы находим понятие о рейнкарнации в чистом виде.

Вот как это описывает опять же Дмитрий Соколов-Митрич в журнале ГЕО
Наутро, при хорошем свете я обнаружил в сенцах у Иннокентия Ивановича лук и стрелы.
-- Вы спортом, что ли, занимаетесь?
-- Почему спортом? -- обиделся Иннокентий. – Это настоящий, охотничий лук. В молодости я с ним охотился, ружья тогда еще в диковинку были.
Но перво-наперво это знак ояви.
Иннокентий Иванович имеет в виду, что он – это вовсе не он, а брат его Павел, который умер 12 лет от роду, накануне рождения Иннокентия. И, умирая, сказал маме: «Вот мои лук и стрелы и нож, сохрани их, они еще пригодятся. Мама их в амбар положила так они и лежали там, пока Кеша не подрос. И вот однажды он потянул маму за рукав в амбар: «Пойдем, мама. Мое там лежит». И взял эти лук и стрелы. И тогда она поняла, что Иннокентий - ояви Павел.
В Русском устье такое переселение душ очень популярно. В каждой семье есть свой ояви. Их так и называют: ну, например, Рустина Черемкина, по батюшке Ивановна ояви Евдокия. А когда хоронят какого-нибудь хорошего человека и хотят, чтобы он вернулся ояви, в его гробу делают дырку. А само Русское устье – это ояви Великий Новгород. Такое вот странное сочетание христианства с язычеством, а возможно и с более глубоким древним знанием.

Русское Устье


Интересен разговор того же автора с братьями Чикачёвыми:
Еще у нас тут худой чукча водится.
-- Какой чукча? -- не понял я.
-- Худой. В смысле дурной. У чукчей есть такой закон: если охотник не вернулся из тундры, его ждут какой-то срок, а потом признают погибшим. И даже если он после этого все же возвращается, его живым уже ни за что не признают и прогоняют. Вот они и скитаются по своей Чукотке и досюда добредают. Эвены тоже знают про худого чукчу, только называют их чучуна-ян.
-- С чукчами вообще все не так просто как в анекдотах, -- подхватил разговор Вениамин младший. – Это сейчас их огненной водой одолели, а раньше они были самым воинственным племенем на севере. На Колыме, на Анадыре они очень много русских поселений вырезали. Это старики рассказывали. А еще они рассказывали, что между Индигиркой и Колымой была даже русско-чукотское побоище – в семнадцатом веке, кажется. Русские победили. Заманили их на лед и утопили.
-- А может это было веке в тринадцатом, и не здесь, а на Чудском озере и не с чукчами, а с ливонцами-рыцарями?
Чикачевы вопроса не поняли…

Среднегодовая температура -15С, совершенно в буквальном смысле здесь 9 месяцев зима, летом +5 +10 , до недавних времён зимой жильё отапливалось дровами, которые летом приносила река с верховьев. Их сушили в особых «пирамидах» и топили камелёк всю зиму. Много ли тепла давал такой камелёк – вопрос конечно интересный, достаточно сказать, что вместо оконных стёкол использовался обычный лёд.

Русское Устье



Основным видом транспорта здесь еще с «досельных» времен была собачья упряжка. До сих пор в ходу старая поговорка «Зачем рыбу ловить? – так собачек кормить, а зачем собачек кормить – так рыбу возить!»
На севере Якутии выше всех ценилась индигирская ездовая собака, она всегда была предметом купли и на Яне, и на Колыме,
Алексей Чикачёв (коренной рускоустьинец) в своей книге «Ездовое собаководство Якутии» пишет:
В Конце 19 начале 20 века из американских факторий на Колыму неоднократно приезжали коммер-санты Свенсон и Томсон - покупали кобелей в больших количествах, чем приводили в изумление простодушных Колымчан: «Странные эти американцы – одних жеребцов собачьих покупают. Ну куда на них хотят уехать?» Между тем это была глубоко продуманная операция. В настоящее время на Аляске да в северной Канаде сохранилась светло-голубоглазая сибирская ездовая собака, ктороая там называется хаски».

Русское Устье


Вот это да! Я лично всегда считал что хаски и маламуты – это особые североамериканские породы, а оказывается они выведены от наших Индигирско-Колымских кобелей))).

Русское Устье


Мастерство колымо-индигирских русских старожилов в воспитании и дрессировке ездовых собак очень высоко оценивал великий полярный исследователь Р. Амундсен: «Единственное средство передвижения у них нарты и собаки. Зато они на редкость опытны в этой области, и сущее удовольствие смотреть, как они подкатывают к кораблю без шума, гама и понукания собак. Они даже не пускают в ход бича. Короткими возгласами они в совершенстве управляют своими собаками. Животные так хорошо выдрессированы, что с величайшей легкостью и спокойствием передвигаются там, где мы с бранью, проклятиями и свистом бичей не можем заставить своих сдвинуться с места. Впрочем, причина заключается не только в том, что они могут направлять своих животных куда хотят, но и в самом способе упряжки. Мы применяем гренландский способ — веерообразный, который требует много места и как нельзя хуже использует тяговую силу животных. А здесь собаки привязаны к длинной веревке попарно, и, таким образом, тяговая сила их используется полностью. Кроме того, они обледенят полозья нарт так, что последние скользят легко. Мы никогда не удосуживались это делать и, вероятно, много от этого теряли. Другими словами, в езде на собаках эти русские стоят выше всех, кого мне приходилось видеть».

Собачьи упряжки продержались в Русском Устье до конца 90-х. Вплоть до того как колхоз, специализировавшийся на пушнине, распался, сейчас вместо него — рыбацкая община. В общине — около 30 рыбаков, за каждым закреплен свой участок. Квота выделяется на общину, исходя из квоты каждому рыбаку даётся план на лето и на подледный лов. Добытая рыба сводится в общинный ледник, откуда дважды в год вывозится в Якутск.

Всего в настоящий момент в селе постоянно проживает порядка 150 человек. Особенно богато тут никогда не жили, но и с голодухи не мрут. Кормят тундра (сендуха по местному), да речка. Кстати если у нас в лесной, так сказать, части Якутии покровитель охотников и рыбаков Байанай, то в Русском Устье - хозяин тундры Сендушный.
У нас так называемые останцы образуются на вершинах сопок. Здесь же они встречаются в совершенно ровной тундре

Русское Устье


Между Индигиркой и Колымой

Русское Устье


Проблемы конечно у селян есть. Молодежь уезжает туда, где жизнь не такая экстремальная, разрушается большой общинный ледник, Индигирка каждый год сжирает берег и подбирается вплотную к жилью. Вроде как в рамках поддержки малочисленных народов Севера правительство Якутии обещает помощь.
В 2013 году Рускоустьинцы отметили юбилей.

Русское Устье


Приезжала и Новгородская делегация. К юбилею открыли дизельную станцию, освятили место под новый храм, который Новгородцы подарили селянам. Его в Новгороде собрали, и в разобранном виде отправили в Якутию. Должны вроде поставить этим летом. В общем вот такое занимательное краеведение получилось. Сразу всю тему за один пост не осилить. Есть еще интересностей про способы охоты и рыбалки Рускоустьинцев, про Зашиверск - город древний брошенный ныне "за шиверами", за порогами то бишь. Так что продолжение следует, как грится.

Ссылки на первоисточники

1998 г. — статья Татьяны Братковой в "Новом мире" magazines.russ.ru/novyi_mi/19…
2006 г. — репортаж Дмитрия Соколова-Митрича для журнала ГЕО community.livejournal.com
2013 г. - отчет о вертолетной экспедиции «Россия 360» - уникальный в своем роде проект рекомендую ознакомиться полностью http://heliex.ru/expedition/chokurdah-russkoe-ust-e-nizhnekoly-msk/
  • 0

Комментариев 13

  1. Офлайн
    святой_чеснок 26 января 2014 11:57
    Статья действительно интересная. Кстати о Русском Устье, узнал я только в прошлом году, собственно от автора статьи и уже тогда заинтересовался. Надо почаще такие статьи собирать и публиковать.
  2. Офлайн
    Elginsky
    Elginsky 27 января 2014 05:01
    Где то в 2005 году я в интернете публиковал список достопримечательностей Оймяконья. Там по памяти было: метеорит Эльга, гора Победа, Полюс холода, пороги Индигирки, самые высокие вершины Якутии, Аляскитовый (индигирлаг), и ещё список можно пополнять. К сожалению при разговоре местные жители не всегда знают даже это.
  3. Офлайн
    Волосан 27 января 2014 09:39
    Цитата: Elginsky
    Где то в 2005 году я в интернете публиковал список достопримечательностей Оймяконья. Там по памяти было: метеорит Эльга


    Из Вашего списка про метеорит Эльга слышу в первый раз, если честно. Поподробней можно?
  4. Офлайн
    святой_чеснок 27 января 2014 11:40
    "При сходных обстоятельствах обнаружены еще три метеорита в Оймяконском районе. Метеориты Эльга и Тобычан найдены в бассейне р.Эльги, крупного левого притока р.Индигирки [4, 5]. Расстояние между этими находками всего 50 км. Первый метеорит был извлечен из аллювиальных отложений с глубины 20 м при прохождении шахты, а второй вырыт бульдозером на глубине 1,7 м. Эльга - железный метеорит с силикатными включениями необычного для метеоритов состава, занимающими 10-15 % его объема. Среди них установлен K-Na - полевой шпат (анортоклаз) - исключительно редко встречающийся в метеоритах; хромдиопсид, единственная находка которого была до этого сделана в железокаменном метеорите Lodran, и бронзит - типичный минерал бронзитово-оливиновых хондритов. Обращает на себя внимание отсутствие оливина - наиболее распространенного силиката метеоритов. Эльга классифицируется как тонкоструктурный октаэдрит, относящийся к химической группе аномальных метеоритов. Структура этого метеорита несет на себе следы ударного метаморфизма с процессами вторичного плавления." взято отсюда. Хотя про метеорит тоже ничего не знал.
  5. Офлайн
    Волосан 27 января 2014 13:57
    В опщем и целом метеорит Эльга отчетливо попахивает Аннунаками с планеты Нибиру. Вы не находите, коллега? Прикол же в том что какую бы тему мы не начали обсуждать - всё к этим аннунакам, буть оне неладны возвертаемся. Взять даже прошлый пост про почту России - ну веть чисто Аннунаки они!
  6. Офлайн
    Elginsky
    Elginsky 27 января 2014 17:20
    Ну вот вам и ещё одна фишка Оймяконья, помимо лабынкырского кракозябла и сниежного человека ещё трансферная база межгалактического кантиниума. При хорошем пиаре турысты хлынут рекой! Вот тебе и наполнение казны зулуса вместо уведённых куда надо золотарями налогов. Но не видно государственного подхода!
  7. Офлайн
    Волосан 27 января 2014 21:44
    Цитата: Elginsky
    Ну вот вам и ещё одна фишка Оймяконья

    Между прочим зря хихикаете они тут зависают над Юрбой практически пастоянно Аннунаки эти самые. Надо как нить спадобицца зафотать.
  8. Офлайн
    Elginsky
    Elginsky 27 января 2014 23:29
    Какой смех, коллега, отнють! Самолично был свидетелем чрезвычайно интересного случая! И мне дажа страшно интересно, как, при такой экспансии межгалактической нечисти её до сих пор никто не запечатлел! Вона в Челябинске метеорит ихний (или карабель Аннунаков вам видней) с каких только ракурсов не понаснимали, америкосы обалдели! А у нас - тишина. Как вы с этим живёте?
    Предлагаю корреспондентам ресурса достать из шкафов пылящиеся мыльницы и, порасспросив у старожил места скопления межпланетной чалети, провести фоторепортаж.
    Первые места в новостных каналах обеспечены!

    ААа ну да, вот случай который был описан и комментарии земляков: http://nera.belmt.ru/forum/index.php?showtopic=278

    ПС, чё ссылку вставить не получается пишет, что недопустимые символы, опять Аннунаки ?

    аннунаки не одобряют ругательства на сайте
  9. Офлайн
    Цитата: Elginsky
    Где то в 2005 году я в интернете публиковал список достопримечательностей Оймяконья. Там по памяти было: метеорит Эльга, гора Победа, Полюс холода, пороги Индигирки, самые высокие вершины Якутии, Аляскитовый (индигирлаг), и ещё список можно пополнять. К сожалению при разговоре местные жители не всегда знают даже это.

    Гора Победа и Индигирские пороги находятся в Момском районе и к Оймяконью отншения не имеют ИМХО
  10. Офлайн
    Elginsky
    Elginsky 30 января 2014 04:47
    Цитата: К.Маркс и Ф.Энгельс
    Цитата: Elginsky
    Где то в 2005 году я в интернете публиковал список достопримечательностей Оймяконья. Там по памяти было: метеорит Эльга, гора Победа, Полюс холода, пороги Индигирки, самые высокие вершины Якутии, Аляскитовый (индигирлаг), и ещё список можно пополнять. К сожалению при разговоре местные жители не всегда знают даже это.

    Гора Победа и Индигирские пороги находятся в Момском районе и к Оймяконью отншения не имеют ИМХО

    Ну причём здесь административное деление? С точки зрения доступности, наиболее приемлемая транспортная составляющая из Усть-Неры. И сплавом до порогов и на Победу проще добираться из Усть-Неры

Почта России. Вас много, а я одна.
Уж не секрет и не тайна, как работает почта России. Решения проблемы предложить пока не готов, но так сказать, "душу излить" надо. Ранее частенько
Результаты конкурца Человек Года
Пришло время собирать камни, ну в смысле подводить итоги конкурца Чилавек 2013 года в Оймяконском зулусе. Так кто же он, хирой нашего
Конкурц Человек Года
От нашего постоянного фтыкателя и камрада К.Маркса и Ф.Энгельса поступило предложение обьявить Человека 2013 Года в зулусе. Ваши КоньДидатуры ????
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 45 дней со дня публикации.