Сентачан » Народный портал Оймякона
*** Уважаемые жители Артыка, Оймякона, Берег-Юрдя, Хара-Тумул,Томтора, Агаякана, Аэропорта, Куйдусуна, Орто-Балагана, Куранах-Сала,Терюти, Ючегея и Кюбеме! Нам нужны новые редакторы. Денег мы не платим но даём свободу слова. Оймякон, это не одна Усть-Нера***

Сентачан

       Сентачан. Странное название. На слух непривычное. Походу эвенское. Сентачан, Табычан, Омсукчан, Магадан…. Хотя как раз до Магадана отсюда далековато. Тыщщи две километров.Верхоянский район Якутии. Это, пожалуй, самое труднодоступное рудное месторождение в России. Вот что по этому поводу брешет Википедия: Золото-Сурьмяное месторождение Сентачан (Sb-Au) « Разработка началась в 1978 году. Разведано до 650 метров глубины. На данный момент разработка прекращена, остались непереработанными 4.5 тыс. тонн штуфного концентрата.»

    Брешут. Месторождение живое, работает, но условия добычи не просто сложные, а капец какие нечеловечьи. Дороги летом нет в принципе, а зимник из-за удалённости успевают наладить месяца на два максимум. Часть февраля, март и часть апреля до оттайки. На яндекс-картах объекта нет вовсе. Только название речки. Оно и понятно. Постоянного персонала человек от силы полста. Пару домиков с советских времён, да десяток балков.. Довелось нонеча туда съездить поработать работочку )))

Уж на что местнорусские привычные к трудностям бытия, но Сентачан в этом плане удивил. Самое тяжелое – собственно дорога. Чуть больше 700 километров. Короткая относительно комфортная часть по федеральной трассе Колыма, съезд на зимник по Эльге многочасовой марш-бросок по ней же, водораздел между Яной и Индигиркой порядка 40-50 км. так называемая «полка» и далее зимником по реке Адыча.







В общем и целом порядка 35-40 часов езды-жызды по льду, камням, замороженной болотной кочке….





На Аыче не был ни разу. Впечатлён. Летом тут наверное круто…. Но мало кто видел насколько. Весной же по первому солнышку, казалось бы, должно создаваться позитивное радостное впечатление от созерцания красот….. Но странно. Не создаётся. Более того. Впечатление скорее гнетущее. Двоякое. Смесь ужаса и восторга. Ассоциации возникают по Данте…



В своей «Божественной Комедиии» Данте строит стему загорбного мира с точки зрения католической традиции Христианства, представляя его в виде девяти кругов, окружающих вмороженного в лёд Люцифера …..



Так вот, дорога по Адыче напоминает этот самый девятый круг.. Даже с точки зрения лингвистики если разобраться - то Ад в превосходной степени называется Адищще. А в степени сюрреальной противоположности – Адыча. Красота здесь даже не суровая. Она ужасающая.




Ледяное равнодушие этих заснеженных скал пугает. Зимник бесконечно вьется через прорезанный водой за тысячи лет каньон. Через несколько часов создаётся впечатление, что ты движешься по кругу. Время как будто замёрзло. Вся мирская суета отсюда видится мелкой и никчёмной. Точнее говоря - тут не ощущается вообще ничего прочего. Нет никакой Москвы, Нью- Йорка, Жмеринки или Гонконга, нет никакой Греции или Японии. Их нет в принципе, потому что их никогда не было на этой планете. Их существование – мимолетный незаметный миг в её жизни. Есть серые скалы, белый снег, голубой лёд цвета неба и небо цвета свинца….. Это вечная реальность, а всё прочее – просто плод людского воображения …





Кстати говоря эти ощущения не мои личные, люди, которые тут работают, чувствуют примерно то же самое. Кого то это заставляет не выключать телевизор в балкЕ сутками в опасении услышать тишину, кто то забывается работой или курит по три пачки в день, но все без исключения ощущают эту нереальную реальность окружающей их холодной и равнодушной вечности….



Впрочем, всё это будет позже, а начиналось всё как обычно банально и суетливо. Заскочил перед отъездом в отдел кадров за какой то бумажкой. Там оформляется на Сентачан довольно невзрачный мужичок характерной «колымской» внешности. Кадровичка ему говорит: «Вы заезжаете на рУдник на где то на 8 месяцев без возможности выезда, так как в летнее время автомобильного сообщения нет. Вас это устраивает?»


Обычно после этой фразы люди задают вопросы: «Что, совсем нельзя выехать? А если срочно? А если по болезни или семейные обстоятельства…..» Ну и тому подобное. Наш же мужичок в ответ спокойно кивает и соглашается.

- Да, это меня вполне устраивает….

Кадровичка понимает, что человек определённо не понимает всей серьёзности мОмента, еще раз терпеливо объясняет:

-Дороги не будет до следующего зимника, а это порядка 8-ми месяцев полной изоляции от внешнего мира. Понимаете?

И снова совершенно равнодушный ответ:

- Да да , хорошо, мне это подходит….


Кадровичка начинает кипятиться. Её откровенно удивляет это отнюдь не показное спокойствие. Видимо человек всётаки её не понял…. В общем они еще некоторое время перепираются в том же духе….В итоге она наконец забирает документы, мужичок уходит, а она устало жалуется на ситуацию безопаснику, который должен «пробить» каждого претендента. Он собственно быстренько «пробивает» клиента по базам и похохатывая сообщает:

Чем Вы его там пугали, милочка, товарищщ отсидел 12 лет за убийство, что ему эти Ваши 8 месяцев? Курорт!


Мы же сотрудники постоянные, не какая нибудь там пришлая материковская шелупонь)))) И потому чутким руководством нам поставлена задача обеспечить шахтёрам стабильную связь с внешним миром и наладить вышедшую из строя систему позиционирования на шахте. В наш просвященный век диспетчер обязан видеть местоположения всех и каждого в шахте на своём мониторе. Собираем манатки. Берём всё. Если что то забыли – сгонять обратно не получится. Поэтому оборудованием таримся в полную. Особо важные элементы берем в двух экземплярах (это кстати здорово помогло. Один из приемо-передатчиков не выдержал дороги и если бы не запасной….) Грузимся в КАМАЗ- вахтовку. С нами едут человек 12 новеньких. Все материковские. Нанялись на сезончик подзаработать )))).


Стартуем. Одна женщина. Повар. Отъехали километров 20 от деревни - сотовая пропала. Она спрашивает: « А что, теперь когда появится связь?» С задних сидений раздаётся гогот и бодрый ответ: «Никогда!»

«Че вы рогочите? Я серьезно спрашиваю, когда связь то будет?» - Человек совершенно не представляет себе, что сотовой (равнО как и любой другой связи) теперь не будет в принципе. Забегая вперед скажу, что с установкой второй антенны появилась возможность раздать на рУднике народу немножко интернета по вай-фаю. Медленного и поганенького, но хоть сообщения домой родным начирикать можно.

Первые пару часов дороги прошли относительно бодро. Но ровная грунтовка федералки быстро кончилась , начался зимник, скорость движения заметно упала. Тётенька–повариха опять интересуется: «Что, скоро приедем?» Опять гогот: «Скоро-скоро. Завтра вечером, ухахахах!» Часам к двум ночи останавливаемся. Водителю надо покемарить чутка. Спим сидя. То еще удовольствие. У кого с собой есть – квасят. Здесь еще можно. На рУднике же типа «сухой закон». Рано утром двигаемся дальше. Все уже устали и вымотались. А ведь впереди еще «полка». Это водораздел между бассейнами рек Индигирка и Яна. Порядка 50-ти километров по шоркнутой бульдозером тайге, по кочкЕ, по болотинам и каменным россыпям…. Скорость движения пешеходная… ВахтУ швыряет и кИдает во все стороны одновременно. Народ принимает вид селёдки в миксере…. Те кто вчера квасил зеленеют на глазах ))). Местная живность гуляет совершенно беззастенчиво




Наконец пикет дорожников. Они дежурят на зимнике на случай необходимости дёрнуть кого то из наледи, или обойти бульдозером проломанные большегрузами пустоты…Устроили свой пикет возле новенького ухнувшего в наледь КАМАЗа. На спидометре всего шесть тысяч пробега. Как его теперь, выгрызать, выковыривать или может взрывать?




Женщина-повариха уже обреченно спрашивает: «Когда же приедем?»Шутить не хочется. Все устали. Ей объясняют, что этот пикет – как раз половина пути…. Она в ужасе закатывает глаза…

Едем дальше весь световой день и наконец в десятом часу вечера, после тридцати двух часов беспрерывной тряски по камням и ломаному льду, ВахтА натужно рыча вваливается на рУдник….

В ночь приезда он показался даже большим в свете мерцающих от дизеля ламп освещения, а утром превратился в небольшое поселение вдавленное в одноимённый правый приток Адычи…

Народ в столовке без особого интереса разглядывает новеньких, небольшое оживление вызвало лишь известие о возможном интренете )))) Собственно вот она. Столовка ))) справа




Обстановка обязывает. Контейнер между прочим жилой )))




Здесь незаметно в отношениях между людьми нарочитой грубости или пренебрежения. Проскочит иногда в рабочем порядке беззлобный матерок. Все прекрасно понимают, что выживать и работать придется вместе долгое время. Поэтому отношение друг к другу достаточно ровное, более доброжелательное что ли, чем даже в посёлке, не говоря уже о Материке. Эдакая вынужденная замкнутостью "тюремная" вежливость. Местная дизайнерская мебель доставляет ))






Здесь, Если ты пошлёшь человека в пешее путешествие на три буквы – то идти ему собственно некуда. И разгребать последствия такого посыла придется вместе восемь месяцев….Никто не хочет никаких говнотёрок,
все хотят спокойно дотянуть до «дембеля».

Вид на шконки внутри контейнера )))





«Контора» и «Заводоуправление» рУдника Сентачан. Как видно УАЗик по размерам чуть ли не больше самого здания))))



Философствовать некогда. Падаем на антенну. За день монтируем, вечером настраиваемся - к ночи заработало! Но как то идёт всё очень хорошо. Так бывает, (Редко) И точно не в этом месте)) Так и есть – через час после сдачи тарелки в ЦЗССС отваливается приём… Бля. Переобжимаем коннекторы на кабеле, вертим пуху, перенастраиваемся, наконец меняем сам модем… Всё без толку. Полчаса-час есть приём и снова гаснут поочередно индикаторы System и Rx… Скачем с бубном еще сутки…





Попутно восстанавливая систему позиционирования в шахте… С тарелкой же ничего не выходит. Руки опускаются. Перепробовано уже всё что возможно… Обреченно меняем пуху. Просто потому что всё прочее уже меняли по три раза… И о, чудо! Приём стабильный. Железная пуха не выдержала переезда. В ней ломацца то нечему. Погнулась что ли? Просто железяка! И тем не менее. Хорошо, что взяли запасную.



Позиционирование то же запустили. Там смешные индикаторы в шахте. «Здоровый шахтёр» например…. А кто то забыл датчик на горизонте давным давно и индикатор показывает, что чувак уже умер ))) метит его крестиком…. Смешно.

В общем на рУднике основное сделали. Закидываемся еще дальше по Адыче на 30 километров к старателям. Они присылают за нами…. Полноприводной наливник )))) Вот же дикие люди! Ну что делать, грузим ноуты, модемы, пухи и прочее оборудование прям на бочку и крепим подручными проволками. 12 километров до Адычи и потом еще 10 в чахлую предтундровую тайгу.




По дороге веером разлетаются непуганые куропатки. Старатели морщат нос. Надоели. Невкусные. Совсем уже зажрались, дженьтельмены удачи! Монтируемся за день у них на участке прямо на контейнер. Кабель обжимается на морозе. Руки стынут….




У них ваще жесткач, новый участок - всё с нуля. Связь только по спутниковому телефону. БалкИ еще не подключены к дизелю. Холодно. Настраиваимся прямо на улице. Модем жалобно мигает индикаторами, но работает исправно. Сдаёмся в ЦЗССС на мат-перемате потому что им уровень сигнала в 92 единицы кажется видите ли недостаточным. Приходится объяснять на пальцах из какой жопы он идёт ))) Старатели довольны. Трындят по ВатСапу с жонками и палюбовницами)))…





В такие места хорошо турЫстом. Говорят что летом здесь просто дикая рыбалка на хариуса, линка, нельму… таймень говорят даже водится…. Только комары стадами… Ну и медведи конечно… Шахтёры говорят что местным комарам любые Репелленты – это что то вроде подливки или соуса к основному блюду))) Народ в шахту от комаров спасается. Так что уж чего чего, а вот турЫстов здесь не видывали с роду…

Заведённая вахта ждала нас почти неделю. Тёплых боксов нет. Глушить нельзя. Не заведёшься. Так и колматила. Водила пронудел все дни – ну когда поедем??? Да поехали! Ёпт.



Обратная дорога веселей. Дело сделано и литруха осталась недопитая )))) Обратно едем вчетвером, можно развалиться через проход на два ряда сидений. Лафа. Правда на «полке» не полежать – подкидывает и швыряет так что не горюй)))





Между делом тягаем шлифануфший и сложившийся на подьёме КАМАЗ, По обочинам зимника то и дело чинятся рудовозы. По такой дороге гружёным рудой машинам совсем не сладко. Выворачивают реактивные тяги на прицепах, ломают рессоры. Проваливаются в пустоты, ныряют в наледи.




Трэш. Еще не известно что тяжелее - в шахте пахать или на трассе корячиться…. Но никто особо не жалуется. Здесь Хлебушек насущный достаётся всем в поте лица. Даже сисьадминам )))





По приезду из подобных командировок - ты довольно точно знаешь, что если еще хоть раз тебя попытаются заслать в эдакие ебеня…. То ты пошлёшь их всех нахер! Вплоть до увольнения. И Ебись оно всё конём!



А дня через три, когда выспишься, отмоешь солярочную копоть, отожрёсся домашними харчами…. Вдруг отчетливо ясным становится непреодолимое желание снова оказаться в девятом кругу Адычи, где синий лёд, белый снег, скалы в полнеба, а в центре вмёрзший…..Нет, нет не Везельвул, а новенький желтый КАМАЗ … Который как и ты сам нелепо «вмёрз» сюда навсегда. Потому, что нет никакой Греции, и никакой Америки нет... - это всё выдумки досужих фантазёров. Есть только вечное настоящее. И оно находится прямо здесь!





  • 100

Комментариев 1

  1. Офлайн
    God
    God 7 апреля 2018 09:58

    Хорошо написано, от души.

    Этот маршрут движения от Ольчанского перевала до Сентачана я рисовал три года назад по данным с GPS навигаторов.

    Более подробную карту с маршрутом и возможностью увеличения, можно посмотреть тут.

     

    --------------------

Большое дело маленькой администрации
Всем доброго дня! Вчера день ознаменовался радостным событием для посёлковой детворы. Была открыта ледовая площадка, да и к тому же огороженная.
Человек без паспорта.
   Столкнулся я тут на днях с интересной проблемой. Проверялись мои документы разного рода и характера, глубоким анализом некоторых служб, которые
Саха Өрөспγγбγлγкэтин Ил Дархан….. Павел Грудинин??!!
Результаты выборов всем известны. Никаких сюрпризов. Кроме, пожалуй, одного. Кандидат Грудинин набрал в Якутии более 27% голосов избирателей.В
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 45 дней со дня публикации.